Инвестиции в IPO

Отправка
User Review
0 (0 votes)

В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Тем не менее, не все знают о том, какой объём работы стоит за этим процессом перехода компании от частной к публичной. Сегодня мы рассмотрим этот процесс по шагам.

Что такое IPO

Когда компания хочет предложить свои акции широкой общественности, она проводит IPO(Initial Public Offering – IPO). Соответственно, статус организации меняется — вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).

У частных компаний могут быть акционеры, но их не так много, и такие компании сталкиваются с требованиями регулирующих органов, отличных от тех, которые предъявляются к публичным. Процесс подготовки первичного размещения акций IPO) занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.

Зачем компании проводят IPO

Все дело в деньгах — компания хочет привлечь средства. После получения эти деньги могут использоваться для развития бизнеса или, к примеру, реинвестиций в инфраструктуру.

Еще один плюс наличия публично торгуемых акций компании — возможность предлагать топ-менеджерам опционы, переманивая лучших специалистов. Помимо этого, акции могут быть использованы в ходе сделок по слиянию и поглощению, покрывая часть оплаты — при покупке Facebook WhatsApp, основатели мессенджера получили значительную часть $19 млрд акциями социальной сети, которая уже вышла на биржу. Попадание в листинг крупнейших мировых бирж — NYSE или NASDAQ — это просто престижно.

Первые шаги при подготовке к IPO

Компания, которая собралась на биржу, нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые будут заниматься процессом организации IPO. Теоритически, возможно организовать торговлю своими акциями и самостоятельно, но на практике так никто не поступает. Банки, занимающиеся организацией IPO, называются андеррайтерами.

После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.

image

После того, как подписано соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России. В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.

В чем интерес андеррайтеров

Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.

Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам, иногда даже в разных частях света. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.

Цена акций, биржа

При приближении даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.

Аналогично с андеррайтерами, за размещение крупных и перспективных компаний конкурируют и биржи, для которых появление такой компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов. Также играет свою роль и престиж. В случае такой популярной компании, представители бирж выступают перед её руководством, объясняя плюсы размещения акций на своей площадке.

image

Покупка акций при IPO

Частные инвесторы никак не могут купить акции компании до официального старта торгов. Часто в первые дни торгов акции новых компаний подвержены сильным колебаниям, поэтому обычно аналитики советуют не торопиться с совершением сделок, а выждать пока цена установится на более или менее стабильном уровне.

В презентации ниже более подробно расписано, как заработать на IPO:

740a1113-0900-4007-b1c6-68fce22792db6142613481719288513

 

Зарегистрируйтесь в форме ниже, чтобы получить консультацию специалиста

Добавить комментарий